skbmotex@mail.ru

Что привлекает в этой машине? Конечно – ГУСЕНИЦЫ!

Именно эти очень широкие гусеницы обеспечивают машине проходимость совсем другого уровня, чем «народно» любимые МТ-Лб всех модификаций, хорошо известные ГТ-Т и машины нижегородской (или «горьковской»?) школы проектирования ГАЗ (71, 34039, 3409 и даже современные 3344), ТТМ от ЗАО «Транспорт» и пр. ЗВМ и СТМ.
            Скажете: «Ну, вот опять – в тяжелейшие условия тайги, тундры и, скажем, «горно-лесистой местности» загнать новый вездеход с его детскими болезнями? Да еще с совсем уже какой-то откровенно новаторской гусеницей? К сожалению уже проходили – НЕ ПОШЛО»
            Однако прежде чем делать такие выводы прошу посмотреть видео испытаний прототипа ГТМ-1.4, а по сути нашей гусеницы. Видео снято ещё в 2015г. Обратите внимание на «режим» нагрузок, которые приходятся на гусеницу, во-первых, и на силовые конструкции кузова, во-вторых. Чтобы обеспечить действительно серьезные нагрузки, было имитировано движение машины по профилю т.н. «несовпадающей колеи». Т.е. экскаватором отрыли канаву глубиной в «клиренс» машины и шириной больше размера гусеницы. (Кое-кто уже отметил, что при ширине гусениц 800мм, «чужая колея» от вездеходов, перечисленных выше, как правило, соответствует канаве поуже. Но, если машина в такую канаву не провалится, не будет и критических нагрузок. Зачем испытания?) Ну, а потом машину «нагрузили». Нет, то, что в кузов поместили литую чугунку в 1,5т и 1,9т весом, это еще не «нагрузка». Вот когда машину заставили выезжать из этой канавы поперек, вот это - нагрузили по-настоящему. Вот тогда-то наша гусеница себя и показала! Ни одной «попытки схода» за 1,5 часа испытаний. 1,5 часа «чужой колеи» в наихудшем режиме преодоления машина выдержала как просто «рабочий» режим. Канаву, кстати, пришлось отрыть по второму разу – загладилась.
            Необходимо отметить, что уже к моменту испытаний конструкция гусеницы не была «новой». Тогда машины ГТМ-0.8Р с этой гусеницей пошли уже на третий сезон. Да и всю конструкцию машины ГТМ-1.4 тоже новой назвать нельзя – она базируется на проверенных решениях ГТМ-0.8Р, выпускаемых заводом с 2014г. Что же за машина ГТМ-0.8Р? Гусеничная Транспортная Машина грузоподъемностью 0,8т в варианте для Рекультивации. Место работы этой машины – нефтезамазученные болота ХМАО и ЯНАО. Оставим в стороне, как и у кого ГТМ-0.8Р работают. Главное то, что место их работы – отличный «испытательный полигон» для гусеничных вездеходов с тяжелыми условиями эксплуатации. Поэтому конструктивные решения и ГТМ-0.8, и ГТМ-1.4 проверены временем и тяжелыми условиями. Уточним, что и эти конструктивные решения базируются на известных элементах ходовой системы десятилетиями выпускающегося отечественной промышленностью ГАЗ-71 – гусенице и опорных катках.

Что же принципиально нового в ГТМ-1.4:

Во-первых, конечно – широкая гусеница! Многим известны слабые места звеньев ГАЗ-71: Проушины, прогибающиеся от любой более-менее серьезной нагрузки. На ГТМ-1.4 они усилены сварными накладными уширителями. А вот уже к ним прикручены резиновые и, опять же уширивающие, ленты с грунтозацепами. В результате получена ширина гусеницы 800мм. Самый близкий вездеход аналог со схожей шириной гусеницы – ТТМ-3902, ТТМ-3 «Тайга». Там и гусеница из звеньев 71го, и уширители - резиновые. Вот только гусеница у них на 40мм поуже, да и форма этой гусеницы скажем так – «оставляет желать…». А уж прочность той гусеницы … категорически «не позволяет использование на скальных грунтах» L. Да и сама машина минимум в 1,5 раза тяжелее. Между тем параметр «удельного давления» ГТМ-1.4 0,116 < 0,12кг/кв.см. Это позволяет эксплуатировать машину по тундре летом. Ну и заканчивая с гусеницей – так уж получилось, что наша гусеница выдерживает на себе ТТМ-3902 и даже ТТМ-3 «Тайга».
Во-вторых – узкая «лодка». Ширина по днищу составляет 780мм. В результате машину невозможно «посадить на днище» в снегу. Он просто «выдавливается» под гусеницы.
Преимущества ГТМ-1.4:
- Действительно высокая проходимость гусеничного вездехода. Можно даже сказать, что она лучшая среди машин этого класса.
- Машина выдерживает эксплуатацию на полигонах с «чужой колеей». Это качество позволяет ставить ГТМ-1.4 в «колонну» или «партию» с любыми другими вездеходами. С гусеничными МТ-ЛБ, ГАЗ-34039, с колесными «Уралами» - с любыми! Это очень удобно для наращивания «парка» существующих гусеничников.
- Машина обладает удобными для автоперевозки габаритами. Ширина 2440мм позволяет грузить вездеход в «обычный» автотранспорт. Никаких тралов и спец.разрешений на перевозку не требуется. Это позволяет легко перемещать машины между разными полигонами.